Новости

Современное образование претерпевает революционные перемены, отражающие потребности общества сегодня. Новые технологии, глобализация и изменение приоритетов в мире и на рынке труда неизбежно влияют на то, как мы учимся и чему мы учимся.
Но как конкретно изменения в образовании отражаются на нас и нашем будущем? Давайте разбираться вместе. В этой статье мы рассмотрим тренды в современном образовании и их влияние на формирование умений и компетенций каждого из нас.
Исследования
Каждый год ученые из Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) совместно с другими международными исследователями готовят публичный доклад о трендах в образовании под названием «Innovating Pedagogy». Он выделяет важнейшие тенденции в педагогике, которые могут иметь значительное влияние на всю систему образования и заслуживают внимания практиков.
В России, лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ вместе с образовательным холдингом Ultimate Education провели свое исследование на основе данных Открытого университета, чтобы узнать, какие из мировых трендов уже активно применяются в отечественном образовательном поле, и какие из них имеют потенциал развития в 2024 году.
Исследование было проведено среди экспертов российского образования и студентов 6 онлайн-школ по разным направлениям от дизайна и юриспруденции, до моды и психологии. Мировые тренды были оценены 302 инноваторами и 435 студентами онлайн-школ из более чем 60 регионов России.
Но сначала о мировых трендах. В свежем исследовании «Innovating Pedagogy» было выделено 10 основных тенденций в образовании:
Мультимодальная педагогика (multimodal pedagogy)
Это подход к обучению, который акцентирует внимание на использовании различных режимов коммуникации, таких как слова, изображения, звуки и жесты, для облегчения процесса обучения.
Взаимопроникновение учебных сред (entangled pedagogies of learning spaces)
Взаимопроникновение учебных сред признает взаимосвязь между технологией, педагогикой и учебной средой. Основной фокус установлен на понимании того, как учебные процессы и новые технологии взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Обучение через вызов как образовательный формат (challenge-based learning)
Изучение, основанное на вызовах (CBL) — это структурированный подход к использованию вызовов как образовательного формата. Он состоит из трех этапов: вовлечение, исследование и действие, и основан на идее того, что вызовы побуждают учащихся к активному участию и приводят к результату. CBL основывается на опытном и конструктивистском обучении, позволяя участникам стать и учителями, и учащимися.
Педагогика отношений (relational pedagogies)
Педагогика отношений ориентирована на создание и поддержку взаимоотношений и связей. Она признает важность отношений как фундаментального аспекта эффективного обучения, преподавания и сотрудничества. Концепция подразумевает способность взаимодействовать с другими людьми, материалами, технологиями и природной средой, учитывая их вклад в распределенную экспертизу.
Эксперты отмечают, что в такой парадигме особенно важна роль наставника и ментора, с которым у обучающегося устанавливаются доверительные отношения и помощь в досжении успехов.
Предпринимательское образование (entrepreneurial education)
Предпринимательское образование обучает знаниям, навыкам и менталитету предпринимателя.
Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде (pedagogy of care in digitally mediated settings)
Педагогика заботы выделяет эмпатию и развитие заботливой образовательной среды в качестве ключевых аспектов образовательного процесса с привлечением современных технологических решений. Она ставит приоритет на благополучие обучающихся, их самооценку и вовлеченность.
Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта (pedagogies using AI tools)
Генеративные инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, имеют потенциал для преобразования практик в образовании. Они могут создавать контент и интегрироваться в образовательные инструменты и платформы.
Сближение контекстов обучения и обучающегося (seeing yourself in the curriculum)
Тренд стремится к разнообразию культур и опытов обучающихся. Педагоги отказываются от стандартизированных подходов и включают местные контексты.
Подкасты как педагогическая технология (podcasts as pedagogy)
Использование подкастов в образовательных учреждениях продолжает набирать популярность, так как на практике имеет много преимуществ, включая гибкость, неформальность, инклюзивность и предоставление актуального контента.
Метавселенная для образования (metaverse for education)
Метавселенная — 3D виртуальная версия интернета, которая позволяет пользователям взаимодействовать друг с другом через аватары.
Метавселенная состоит из связанных онлайн 3D-миров, доступных через виртуальные очки (VR). Пользователи могут собираться в виртуальном мире для совместной работы и осуществления любых разрешенных действий.
Например, в Японии ученики школ скоро смогут посещять занятия прямо в виртуальном пространстве. Помимо стандартных школьных предметов, они также смогут узнать больше о самой технологии метавселенных и погрузиться в основы создания контента в виртуальной реальности.
Эти основные тенденции в образовании выделили британские ученые. Подробнее о каждом тренде можно узнать в их исследовании «Innovating Pedagogy».
Теперь давайте посмотрим, к каким выводам пришли в НИУ ВШЭ на основе этих данных.
Согласно результатам исследования ВШЭ, новые образовательные технологии, такие как взаимопроникновение учебных сред и мультимодальная педагогика, получают признание и активно внедряются в образовательный процесс. Что касается искусственного интеллекта и подкастов, то они пока не столь популярны, но могут быть полезны для реализации других трендов.
Кроме этого исследование показывает, что возрастает интерес к психологическому благополучию участников образовательного процесса. Проектное обучение, обучение через вызов и предпринимательское мышление также становятся все более популярными.
А вот внедрение метавселенных в образование, пока скорее является футуристическим трендом, которому еще предстоит развиваться в течение ближайших десятилетий.
Выводы исследования о новых трендах и их внедрении в образование в России показывают очевидный общий признак. На фоне стандартизированного подхода традиционного образования, растет потребность общества в его большей гибкости и адаптивности, включая внедрение новых подходов во взаимодействии в рамках образовательного процесса. Исходя из этого, современные образовательные тренды берут свой курс на большую персонализацию. Персонализация сегодня — ключевой тренд, который пронизывает все аспекты образования.
Не удивительно, ведь, без всякого сомнения, вот уже который год, персонализация является одним из главных трендов, определяющих новые подходы в образовании. Она предполагает учет индивидуальных потребностей и интересов обучающихся, их собственного темпа обучения. Подобный подход существенно отличается от традиционной модели, где все обучающиеся изучают одну и ту же программу в одном стиле и темпе.
Важный компонент персонализации, как ни странно, — возможность использования современных технологий в образовательном процессе. С помощью онлайн-платформ и специальных программ, обучающиеся могут самостоятельно изучать темы, которые им интересны, и приспосабливать обучение под свой темп и стиль обучения.
Использование новых технологий, таких как метавселенные, подкасты и искусственный интеллект, не только расширяет возможности образовательного процесса, но и дает возможность еще глубже интегрировать в него персонализацию. Технологические инновации играют важную роль в ее развитии. Они предоставляют учащимся новые возможности выбора и настройки обучения, а также обогащают процесс образования более гибкими и адаптивными инструментами.
Общий итог
Учет индивидуальных потребностей и интересов обучающихся становится основополагающим принципом современного образования. Он помогает нам быть активными участниками процесса обучения, улучшает мотивацию, результаты и общее качество образования.
Будучи преподавателем и наставником сегодня, важно следовать основным трендам и принципам современного образовательного курса. Особо важно быть готовым к изменениям, узнавать своих учеников, ставить их в центр образовательного процесса, используя современные технологии, способные облегчить и ускорить данные процессы.
Откажитесь от однообразного подхода и сфокусируйтесь на индивидуальных потребностях каждого. Помогите им находить и развивать свои сильные стороны, предлагайте индивидуальные задания и проекты.
Используйте онлайн-ресурсы, адаптивные программы и другие средства, которые могут адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям учеников.
Постарайтесь создать среду, в которой каждый сможет задавать вопросы, выражать свои мнения и идеи, и принимать участие в генерации и реализации решений.
Используйте не только традиционные оценки, но и другие инструменты, такие как портфолио и самооценка, чтобы полностью оценить прогресс.
Важно помнить, что каждый из нас — уникальная личность, со своими интересами, способностями и мечтами. Мы жаждем получить знания и погрузиться в процесс обучения, и одновременно с этим, как образовательные лидеры, имеем честь и ответственность раскрыть весь потенциал подопечных и помочь им обрести уверенность и успех.