Новости
Все новости / Статьи / Топ-5 компетенций менеджера проектов
Статьи
Дата публикации: 23.03.2023
Сервис для онлайн-обучения Coursera провел масштабное исследование, по итогам которого выделил актуальные в 2023 году навыки.
В исследовании приняли участие более 4 млн пользователей Coursera, и на основе собранных данных видно, что в 2023 году наиболее актуальны цифровые навыки в следующих направлениях:
1. Разработка программного обеспечения для Scrum-решений
2. Визуализация данных
3. Инструменты для модели Customer success
4. Электронная коммерция
5. Программное обеспечение для систем управления отношениями с клиентами
6. UX-дизайн
7. Гибкие методики разработки программного обеспечения
8. Разработка платформы, определяющей структуру программной системы
9. Разработка системного программного обеспечения
10. Поисковая оптимизация сайтов
Среди коммуникативных навыков больше всего востребованы:
1. Умение рассказывать истории в разных каналах коммуникации с клиентами
2. Управление изменениями
3. Организационное развитие
4. Влияние (работа с лидерами мнений)
5. Управление персоналом
6. Культура
7. Сотрудничество
8. Принятие решений
9. Выстраивание коммуникации
10. Планирование
Аналитики также отметили важность сочетания технических навыков и навыков управления проектами. Это связано с тем, что увеличиваются вложения в развитие цифровых продуктов, но без эффективного менеджмента это пустая трата денег. Поэтому организациям важно, чтобы сотрудники разбирались в проектном управлении, а не только в технической части.
Кстати, что касается проектного менеджмента, то у руководителя, отвечающего за реализацию идеи, должен быть определенный набор компетенций. Мы выделили пять навыков, которые необходимы менеджеру для успешной работы над проектом.
Знание теории проектного управления
Первое, в чем должен разбираться менеджер проектов, — теория управления проектами. Существуют определенные подходы к проектному менеджменту и инструменты, которые позволяют реализовывать даже самые смелые идеи. Менеджер должен все это понимать и уметь применить знания в конкретном проекте.
В подборке Проектного сообщества можно найти ресурсы, которые помогут освоить теорию управления проектами.
Управление конфликтами
Умение управлять конфликтами — не менее важный навык проектного менеджера. Работа в команде — процесс интересный, но даже у самых дружных коллег возникают разногласия. Хороший руководитель должен знать, как определить источник и стадию конфликта, понять контекст конфликта и в конечном итоге решить его. Запомните, что решение конфликта не сводится к тому, чтобы наказать членов команды проекта. Качественный результат разрешенного конфликта — это довольные участники.
Яндекс.Практикум в своей статье подробно разбирает, что такое конфликт, какие типы конфликтов бывают и какие стратегии использовать, чтобы конфликты решать.
Умение планировать
Проект без плана — не проект вовсе! Именно поэтому для руководителя так важно умение планировать. От эффективного планирования зависит прогресс работы над проектом и уровень стресса всей команды. Важно понимать, что план — это не закон, от него можно отступать и изменять под воздействием внешних обстоятельств. Задача менеджера — уметь реагировать на эти обстоятельства и принимать решения, которые позволят продолжать идти к цели в запланированных рамках.
В качестве одного из инструментов планирования проектные менеджеры используют паспорт проекта, и узнать подробнее об этом документе можно по ссылке.
Навыки коммуникации
В реализации проекта принимают участие, как правило, несколько специалистов. Чем проект сложнее, тем этих специалистов больше. И одна из самых трудных задач менеджера — найти общий язык с каждым членом команды. Только так можно эффективно ставить задачи и принимать результат. В коммуникации, кстати, очень пригодятся инструменты ведения переговоров. С их помощью вы сможете обсуждать решения с командой и искать компромиссы, которые устроят всех участников. Если менеджер не может наладить контакт с членами команды, это усложнит процесс работы или вызовет конфликты в проекте.
В подборке Проектного сообщества вы найдете ресурсы, полезные для улучшения навыков коммуникации.
Умение управлять рисками
Для менеджера проектов навык управления рисками — чуть ли не самое важное. Чтобы находить, оценивать и предотвращать потенциальные проблемы, у руководителя должны быть определенные знания. Когда менеджер понимает, какие риски могут быть в проекте, то может принять превентивные меры – например, обратиться за консультацией. Если что-то пойдёт не так, у вас будет план, как решить проблему. Управление рисками не только снижает влияние негативных ситуаций на проект, оно высвобождает материальные и трудовые ресурсы.
По ссылке вы найдете подборку полезных статей по оценке и управлению рисками.
Важный навык, который не вошел в Топ-5 – это умение веселиться и наличие чувства юмора. Для менеджера проектов это совсем необязательно, но такой навык в арсенале руководителя будет очень полезным. Мотивация и производительность сотрудников выше, если в команде есть место веселью и люди получают удовольствие от работы в коллективе.
Знания, необходимые руководителю проектов, не ограничиваются пятью пунктами, о которых мы рассказали. Но освоив эти пять компетенций, вы уже сможете более эффективно реализовывать идеи в своей организации.
Поделиться материалом в социальных сетях: